Переобдумывание классики
И вывод: «Может быть, тут вообще закономерность: экранизация, ориентирующаяся прежде всего на «постоянное переосмысливание, переобдумывание классики», озабоченная ими, а не «воспроизведением», обрекает себя на короткую жизнь. Да это бы ладно!
Кто может угадать, какой фильм и по какой причине не постареет? Главное, что и след его в нашей душе — тоже временный, мимолетный…»
Нет нужды подробно объяснять, что классика — это не просто литература прошлого. Это то, что имеет непреходящее значение для человечества. Прикосновение к классике — это прикосновение к высотам и глубинам духа, мощным человеческим характерам, это умение понять и постичь историю и современность.
Потому и экранизация классики не может рассматриваться, как некое «отталкивание» от литературного первоисточника, представляющего для «экранизатора» тематический или какой-то иной частный интерес.
Спор продолжается. Но, полагаю, встреча на страницах журнала двух позиций по этому, пожалуй, коренному вопросу экранного искусства весьма существенна. Проверить истину должна практика, фильмы — для большого белого и малого голубого экрана.
Последняя крупная экранизация классики — горьковская «Васса Железнова» в постановке Г. Панфилова. Эта работа нуждается в серьезном разборе. Но одно ясно. В главном — это постижение горьковского. А просчеты — там, где «дописывание». Но в целом фильм — это, конечно, не деконструкция и не «передумы-вание», а постижение великого.
Наша критика не слишком внимательна к экранизациям для телевидения. Сейчас можно сказать, что есть уже немало режиссеров, накопивших большой опыт постановки многосерийных фильмов-экранизаций советской литературы, причем нередко весьма удачных, получивших широкое общественное признание. Экранизация классики — здесь нередко «камень преткновения». Театральные и кинокритики часто вспоминают товстоноговский спектакль «Мещане», ставший затем телефильмом. Это действительно поучительный пример. Товстоногов не изменял текст, не переставлял акты, не вводил новых персонажей, не уходил от бытописательства и достиг, тем не менее, удивительной сопричастности дню сегодняшнему. Это поистине было постижение первоисточника, где ставились и решались самые различные задачи, в том числе и связанные с познавательной сущностью искусства.
Требуется камуфляжная форма по хорошей цене? Загляните по этому адресу.