Фильм «Полеты во сне и наяву

Фильм «Полеты во сне и наяву» вызвал немалый резонанс в прессе — и специальной, и общей. Чувствуется, что фильм взволновал критиков, а в таких случаях трезвый анализ нередко уступает место эмоциональному отклику. Если вдуматься в суть рецензий, то приходится констатировать — они в общем однотипны: дань мастерству сценариста, режиссера, актеров, оператора, составивших отличный ансамбль, ведущих свое повествование легко и заразительно; некоторое удивление или даже растерянность по поводу героя фильма с признанием, однако, что таковой тип имеет место в реальной жизни; похвала или порицание авторам за то, что они как-то не очень четко выявили свое отношение к герою. К этому, пожалуй, стоит добавить, что картина вызывает у критиков ряд кинематографических и театральных ассоциаций: вспоминают «Утиную охоту», «Осенний марафон», «Неоконченную пьесу для механического пианино», «Родню» и немало другого; с одной стороны, здесь есть желание определить новое произведение в ряду уже вошедших в культурный обиход явлений; вторая сторона таких ассоциаций — скрытый или прямой упрек в похожести, прямом влиянии или даже перепевах уже явленного, известного.
Нужен кондиционер на лето? Тогда не думайте и покупайте на сайте www.kondicioneri.odessa.ua. Удачного выбора.

Не попытаться ли отойти от этой схемы и, используя специфические свойства толстого журнала, расширить рамки разговора о фильме соотнести законченное произведение с замыслом, сопоставить авторские намерения и художественный результат?

Для начала хотелось бы знать отношение к фильму: он уже завершен, как бы оторвался от нас, зажил самостоятельной жизнью. Мы заняты работой над другими произведениями. Хотелось бы получить от своего рода послесловие к фильму.

Действительно, прошло немало времени, картина уже была в прокате, появились рецензии, среди которых, на мой взгляд, есть и тонкие, и точные; приходили и приходят письма зрителей, которые пишут не только Олегу Янковскому и другим актерам, не только режиссеру, но и мне, сценаристу, что бывает не так уж часто.

Приятно, что фильм вызывает в основном положительные отклики. Припоминаю, что в «Советской культуре» было раздраженное письмо какого-то зрителя, но больше с отрицательными оценками я практически не встречался.

Авторы не всегда имеют доступ к таким оценкам. Приятнее в письме или в глаза автору высказать благодарность или похвалу. В противоположном же случае требуется аргументация. Думаю, что противников у фильма больше, чем известно вам.

Возможно. Хотя авторы писем, которые я получал, всегда объясняют, чем именно затронула их картина, да и рецензии не голословны.

Мне важно в картине то, что до сих пор меня волнует. Я видел ее много раз. Когда фильм вышел на экраны, ходил в кинотеатры: следил, как смотрят. Признаюсь, выступал и в роли достаточно нескромной — зазывалы: просил всех знакомых пойти в кинотеатр, а потом рассказать о своих впечатлениях.

Уверяю вас, здесь дело не в обычном авторском самолюбии. Это не первая картина по моему сценарию, которая принесла мне удовлетворение. Я люблю «Здравствуй и прощай», «Уходя — уходи», «Трясину», мне очень нравится «Родня». Но с «Полетами…» случай особый.